Приключения : Путешествия и география : Использовалась литература : Записки Харитона Лаптева

на главную страницу  Контакты  ФоРуМ  Случайная книга


страницы книги:
 0  1  2  3  4  5  6

вы читаете книгу

1

Русские мореплаватели. М., 1953, с. 36.

2

Там же.

3

Большое количество книг и статей о ВСЭ основано на немногих работах, в которых использованы документальные архивные источники. Основные из них следующие:

В р а н г е л ь Ф. Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю, ч. I, Спб., 1841 г.

С о к о л о в А. Северная экспедиция. — Записки гидрографического департамента, т. IX, 1851; Экспедиция Беринга. Сб. док. Под ред. П о к р о в с к о г о А. М. 1941;

Б е л о в М. И. Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX в. — В кн.: История открытия и освоения Северного морского пути, т. 1. Л., 1956;

Я н и к о в Г. В. Великая Северная экспедиция. М.-Л., 1949;

Р о м а н о в Д. М. Полярные Колумбы. Тула, 1976;

Т р о и ц к и й В. А. Географические открытия Прончищева В. В., Лаптева Х. П. и Челюскина С. И. на Таймыре. — Летопись Севера, т. 7. М., 1975;

К у ш н а р е в А. В поисках пролива. Л., 1976;

Г л у ш а н к о в И. В. Навстречу неизведанному. М., 1980.

4

Писавшие о ВСЭ историки и географы оценивали открытия экспедиции по записанным в журналах астрономическим определениям широт, считая, что ошибки в широтах невелики и по этим широтам можно проследить маршруты и открытия экспедиции на современных картах. Но, как выяснилось недавно при моделировании и прокладке маршрутов на современных картах по пройденным исследователями расстояниям и направлениям их пути, ошибки в широтах обычно допускались в 20' — 30', в долготах — до 1° — 2°. Поэтому маршруты и достижения крайних точек на севере участниками ВСЭ нельзя оценивать по широтам, записанным в их журналах.

5

А н д р е е в А. И. Очерки по источниковедению Сибири, вып. 2. XVIII век (первая половина). М. — Л., 1965, с. 49.

6

Записки гидрографического департамента, т. IX. СПб., 1851, с. 59.

7

Экспедиции В. Беринга. М., 1941, с. 98.

8

Подробный анализ конечной точки пути «Якуцка» 19 августа 1736 г. сделан в статье Троицкого В. А. «Географические открытия В. В. Прончищева, Х. П. Лаптева. С. И. Челюскина на Таймыре», Летопись Севера, т. VII, М., 1975, с. 79.

9

В литературе о карте Челюскина — Чекина 1736 г. можно встретить самые противоречивые толкования и даже сомнения в ее существовании. В 1973 г. в городе Игарка нами была обнаружена копия с этой карты, снятая в 1754 г. (см. Т р о и ц к и й В. А. Неизвестная копия с карты штурмана С. И. Челюскина. — Изв. Всесоюзн. геогр. об-ва, т. 107, 1975 с. 463).

10

При написании данной главы использованы: Общий морской список, ч. 1. СПб., 1885. Г л у ш а н к о в И. Первоисследователи Таймыра. — Полярный круг, вып. I. М., 1974.

11

По другим данным — Пукарево. Ныне деревня Покарево Купуйского сельсовета Великолукского района Псковской области.

12

 ЦГВМФ, ф. 216, оп. 1, д. 24, л. 123.

13

В Центральном государственном архиве Военно-Морского Флота (ЦГАВМФ, фонд 913, оп. 1, дело 41) в Ленинграде находится единственная сохранившаяся копия судового журнала «Якуцка» за 1739 — 1742 гг., в котором после гибели судна в 1740 г. вели путевые дневники Х. Лаптев или С. Челюскин во время их санных поездок. Далее в тексте выдержки из журнала не оговариваются, а указываются только листы журнала, с которых они взяты.

14

В литературе об экспедициях В. Беринга имеются разночтения в указании дня отхода Х. Лаптева из Якутска: от 5 до 9 июня. Путаница в датах возникла потому, что некоторые авторы не учитывают того, что в российском флоте в XVIII в. начало суток записывали в судовой шканечный журнал не с полуночи, а с полудня. Это было удобно для подправления счисления пройденного за сутки пути, что делалось всегда в полдень после наблюдения высоты полуденного солнца, по которой вычислялась широта места. Поэтому выписанные из журнала случаи с полудня до полуночи надо относить к предыдущей дате, а не к той, под которой они значатся в журнале. И только случаи после полуночи можно относить к той дате, которая записана в журнале, — она будет соответствовать дате гражданского календаря. Под датой 8 июня, в 10 час. пополудни, в журнале «Якуцка» записано: «Пошли от Якуцка, и отплыв две версты, стали на якорь для исправления письменных дел» (л. 2). По гражданскому календарю это произошло 7 июня в 10 час. вечера. Но дату 7 июня нельзя считать днем выхода в плавание, так как это был отход на рейд Якутска, как это практикуется и теперь, для выполнения на берегу различных формальностей. И только запись в 5 час. пополудни 9 июня: «Пошли в путь свой, распустя парусы» — означает окончательный выход в плавание судов кампании 1739 г., что произошло, как видим, 8 июня.

15

Маяк Х. Лаптева на устье Крестяцкой протоки не сохранился, последней его видела экспедиция Анжу в 1822 г.

16

В литературе обычно об этой стоянке пишут, что «»Якуцк» отстоялся в какой-то бухточке» (Я н и к о в Г. В. Великая Северная экспедиция. М., 1948, с. 88).

17

Моделирование маршрута «Якуцка» в плавание 1739 г. на современных картах показывает, что «Северной песок» — это современный остров Кошка. Так его назвали в 1941 г. гидрографы Главсевморпути, поскольку на тогдашних картах выявленная ими длинная песчаная коса — кошка — была безымянной.

18

Остров Св. Павла — это нынешний остров Андрея. Путаница произошла вследствие того, что корабли экспедиции Б. Вилькицкого «Таймыр» и «Вайгач» в 1913 г. шли здесь вдоль берега маршрутом «Якуцка», только гораздо мористее. Поэтому они не заметили низменного острова Андрея (на современных картах остров Дождевой), а так как на имевшейся на кораблях карте значился некий остров Андрея (по данным Х. Лаптева остров с таким названием помещали на карты в течение двух столетий я, перерисовывая каждый раз на новые карты со старых, существенно исказили его действительное прибрежное положение), за него приняли открывшийся в этом месте высокий остров, т. е. остров Св. Павла, открытый Х. Лаптевым. Название остров Св. Павла с современных карт исчезло.

19

В 1913 г. этот «маяк», состоящий из груды камней и столба с прибитой доской, увидели с ледокольного транспорта «Вайгач», почему мыс и был назван. Крестовым (дневник А. М. Лаврова, архив Всесоюзн. геогр. об-ва, ф. 19, оп. 3, л. 267). Так он называется на всех картах и теперь. К сожалению, моряки «Вайгача» на берег здесь не высаживались и не списали надпись с доски 1739 г., которую впоследствии так никто и не нашел. Этот столб с доской последним видел в 1935 г. промысловик С. П. Журавлев, рассказавший, что «на полдороге между бухтой Марии Прончищевой и островами Самуила видел старинный крест в камнях». Он же оказался и невольным виновником гибели этой реликвии, простоявшей два века. С. П. Журавлев подвесил к кресту часть туши медведя — запас корма своим собакам, но затем его не нашел, так как крест с мясом был повален и утащен медведями (см. Т р о и ц к и й В. А. Географические открытия В. В. Прончищева, Х. П. Лаптева и С. И. Челюскина на Таймыре. Летопись Севера, в. VII, М., 1975. Пришедшие сюда в 1941 г. гидрографы креста не нашли, они укрепили на скале для съемочной точки бревно с перекладиной с надписью: ГУ 41 г.», стоящее там поныне. В 1972 г. мы осмотрели мыс Крестовый, на плоской тундровой поверхности которого выделялась приметная скала-останец высотой более 2 м. В болотистой тундре рядом со скалой, под дерном, виднелись полусгнившие бревна. Недостаток времени не позволил их осмотреть. Возможно, под ними или где-то поблизости и сейчас еще лежит доска с надписью: «1739 г.».

20

Мыс Игнатия на современных картах. Это название вследствие ошибочной долготы его на старых картах переместили сюда моряки с л/т «Вайгач» экспедиции Б. Вилькицкого в 1913 г.

21

Острова Самуила (увиденные Х. Лаптевым) по ошибке оказались переименованными экспедицией Б. Вилькицкого в 1913 г., так как на тогдашних картах наносились несколько севернее, у самого берега. Увидев крупные острова — нынешние острова Комсомольской Правды, — Б. Вилькицкий нанес их на свою карту под названием Самуила, рассудив, что Лаптев не мог их не заметить, и не зная, что Лаптеву юго-восточный из них был известен под названием остров Св. Иллариона (в записках Х. Лаптева, «Св. Лариона»).

22

Это был нынешний остров Большой из группы островов Комсомольской Правды.

23

Северо-восточный берег залива Терезы Клавенес и лежащие вблизи нынешние о-ва Вилькицкого. Чекин знал, что за виднеющимся северо-восточным мысом берег тянется еще на 30 с лишним миль к северу. В 1736 г. «Якуцк» возвратился от этого места, которое располагалось еще севернее последнего выступа берега, нынешнего мыса Прончищева.

24

В 1919 г. участники норвежской экспедиции Р. Амундсена на шхуне «Мод» обнаружили этот гурий целым, с массой сухой травы и мха в щелях, натасканных сюда птицами для своих гнезд. Не зная, кому принадлежит этот знак, в поисках записки норвежцы разобрали его почти до основания, но ничего не нашли (А м у н д с е н Р. Северо-Восточный проход. Экспедиция на «Мод» 1918 — 1920. — Собр. соч., т. 3. Л., 1936, с. 253). В 1972 г. остатки этого гурия были обнаружены в 50 м севернее оконечности мыса, близ крутого берегового ската. Здесь был как бы бруствер в виде круга из камней диаметром около 2 м и высотой до 0,8 м.

25

Теперь называется остров Малый Бегичев. Так его переименовала в 1934 г. экспедиция на шхуне «Пионер».

26

Из материалов Второй Камчатской экспедиции известно, что зимняя база отряда Х. Лаптева располагалась где-то вблизи устья речки Блудной, но до недавних пор не знали даже на правом или левом берегу Хатанги. Изучив записи корабельного журнала «Якуцка» за 1739 — 1740 гг., удалось установить в 1976 г. местонахождение зимовья. Вначале наметили его на крупномасштабной карте, а затем проверили на местности. Остатки поселка Х. Лаптева располагаются на правом берегу Хатангского залива, между реками Попигай и Блудная. При осмотре найдены остатки 10 — 12 жилых и нежилых строений. Крыши и стены их давно обвалились, по углам некоторых развалин видны остатки печей из сланцевых плит. Сверху развалину заросли травой и покрылись тундровым дерном. Сняв посредине остатков одного из срубов слой дерна в 20 — 30 см, мы увидели полы из струганных топором деревянных плах. Найденные остатки «большого зимовья» имели размеры 20x25 метров. Можно было различить, что оно перегораживалось на три комнаты и тамбур, имело две печи. На вершине яра к северу от поселка обнаружилось заброшенное кладбище, на котором едва заметны холмики 6 — 8 могил. Здесь похоронено 5 членов отряда Х. Лаптева (см. Т р о и ц к и й В. А. Поселок Харитона Лаптева на реке Хатанге. — Наука и жизнь, № 1, 1980).

27

Некоторые авторы пишут, что Х. Лаптев послал боцманмата В. Медведева к устью Пясины и геодезиста Н. Чекина к устью Таймыры для съемки побережья между этими реками. Однако о сухопутных съемках весной 1740 г. вопрос еще не стоял, так как Х. Лаптев не потерял надежды пройти в Енисей морем.

28

Этот путь был известен русским землепроходцам с 20-х годов XVII в. Он нанесен с пояснениями о днях пути на «Чертеже земли Туруханского городу» первого сибирского картографа С. Ремезова, в последнее, десятилетие XVII в. Поэтому совершенно неверно утверждение Д. Романова, что якобы Х. Лаптев, узнав об этом пути от эвенков, получил «сообщение чрезвычайной важности» (Р о м а н о в Д. М. Полярные Колумбы. Тула, 1976, с. 32).

29

 О судьбе оставленного ялбота Х. Лаптев сообщал в рапорте Адмиралтейств-коллегии 5 сентября 1741 г.: «А имеющийся при дубель-шлюпке большой ялбот в 1740 году за неудобностию ото льдов не взят был на море и встащен был на берег при устье реки Хатонги. По отбытии нашем, полною и вешною водою с моря с того берега подняло и унесло вверх по реке Хатонге и поставило без всякого повреждения на берег, о котором також долго не было известия доколе, сыскав, вытащили на берег и сарай над ним учинен» (Экспедиция Беринга. Сб. док. М., 1941, с. 98). Спустя столетие при посещении реки Хатанги А. Ф. Миддендорф осматривал этот показанный ему местными жителями ялбот в сарае в станке Казачий (в 6 км ниже по реке от современного поселка Хатанга), который охранялся как «царское имущество… не только обшивка, но даже смола и гвозди отлично сохранились» (А. М и д д е н д о р ф. Путешествие на Север и Восток Сибири, ч. 1. СПб., 1860, с. 19).

30

 Впоследствии никто из посещавших устье реки Хатанги исследователей не упоминал о маяке на мысе Большая Корга (так называется на современных картах мыс Корга). Вероятно, он простоял недолго. Это был первый навигационный знак в Хатангском заливе и на реке Хатанге. Стоял он, вероятнее всего, там же, где ныне построен большой деревянный маяк Большая Корга Морская.

31

 В журнале зафиксировано погребение вблизи зимовья 5 умерших членов экипажа «Якуцка»: кроме троих, умерших в тяжелейшем походе осенью 1740 г., здесь похоронены два солдата — Г. Баранов и Я. Богачанов, умершие от болезней. Г. Баранов скончался осенью 1739 г., а Я. Богачанов — весной 1741 г. Остатки их могил заметны и теперь в 200 м к северу от развалин домов зимовья. Они находятся на высоком песчаном обрыве в 30 — 40 м к юго-востоку от поставленного здесь летом 1980 г. памятника (см. Т р о и ц к и й В. А. Поселок Харитона Лаптева на реке Хатанге. — Наука и жизнь, 1980, № 1), Здесь похоронены солдаты Борис Панаев, Гаврила Баранов, Яков Богочанов, конопатчик Засилий Михайлов, писарь Матвей Прудников.

32

Экспедиция Беринга. Сб. док. Под ред. А. Покровского. М., 1941, с. 252

33

Там же, с. 249.

34

 Это зимовье, служившее базой санных походов отряда Х. Лаптева в 1740 — 1742 гг., удалось найти в 1972 г. Следуя записям Х. Лаптева, оно находится в 3,2 км севернее мыса Шатер, на северном берегу Таймырской губы. Городище размером 5x20 м было покрыто тундровой растительностью, кое-где торчали из грунта обломки деревянных саней, рыбацких поплавков (см. Т р о и ц к и й В. А. Русские поселения на Севере Таймыра в XVIII веке. — Советская этнография, 1975, вып. 3, с. 122).

35

В действительности 77°10'. Допускавшееся Х. Лаптевым (из-за несовершенства астрономических приборов и тогдашних методов вычислений широт в полярных районах) систематическое занижение широт на 20' — 40' явилось впоследствии причиной того, что многие его открытия не были известны. Спустя столетие А. Ф. Миддендорф, анализируя журнал Х. Лаптева, пришел к выводу, что его «мыс Северо-Западный» в действительности расположен на острове, названном Миддендорфом островом Таймыр (А. Ф. М и д д е н д о р ф. Путешествие на Север и Восток Сибири, ч. 1, СПБ., 1860 г., с. 119). Вследствие занижения широты острова на полградуса на картах середины XIX в. экспедиция А. Э. Норденшельда в 1878 г. отождествила остров Таймыр с обнаруженным ею большим островом на юге современного архипелага Норденшельда, хотя в действительности был открыт новый остров. В честь Х. Лаптева Норденшельд назвал северо-восточную оконечность острова Таймыр мысом Лаптева, подразумевая, что здесь и был «мыс Северо-Западный», крайний северный мыс, где побывал Х. Лаптев. В действительности же это северный мыс острова Русский (см. Т р о и ц к и й В. А. Географические открытия В. В. Прончищева, Х. П. Лаптева и С. И. Челюскина на Таймыре. — Летопись Севера, в. VII, М., 1975, с. 84).

36

«Старые огнища» — это остатки или древних костров, или сгоревших изб. К сожалению, в журнале это не поясняется. Несомненно лишь, что здесь путешественники обнаружили следы деятельности людей, проникших сюда задолго до их похода. Возможно, здесь трагически закончилась одна из попыток землепроходцев XVII в. пройти морем из устья Енисея на восток. Во второй половине XVII в. было предпринято несколько русских экспедиций для прохода из Енисея в Лену, но все они были неудачны (В и з е В. Ю. Новые сведения о русском арктическом мореплавании в XVII в. — Летопись Севера, т. 1, 1949, с. 92).

37

В литературе место встречи Х. Лаптева и С. Челюскина указывается значительно южнее — у мыса Стерлегова. Ссылаются при этом на записанную в журнале в этот день широту 76°21'. Но, как уже упоминалось, широта у Х. Лаптева систематически занижалась и не может служить точным ориентиром. Место встречи путешественников у мыса Лемана выявляется штурманской прокладкой маршрута на современной крупномасштабной карте.

38

 Отряд штурмана Ф. Минина на боте «Оби Почталион», впервые с моря прошедшем в устье Енисея из устья Оби, в 1738 — 1740 гг. выходил навстречу отряду Х. Лаптева. Попытки Ф. Минина морем и на собачьих упряжках обогнуть Таймыр были безуспешными: ему удалось пройти только несколько севернее полуострова Михайлова. Съемки отряда Ф. Минина были полностью перекрыты съемками отряда Х. Лаптева и поэтому при составлении карт Сибири по итогам работ Второй Камчатской экспедиции не были использованы.

39

Интересно отметить, что этот маршрут Х. Лаптева повторили моряки с гидрографических судов «Таймыр» и «Вайгач», которые летом 1915 г. провел из устья Пясины в Гольчиху известный таймырский путешественник Н. А. Бегичев.

40

В Центральном государственном архиве ВМФ в Ленинграде (ЦГАВМФ, ф. 216, оп. 1, д. 52) сохраняется переписка Х. Лаптева с Адмиралтейств-коллегией и некоторые его отчетные документы. Далее цитаты приводятся из этого архивного дела со ссылкой только на номера листов.

41

В дальнейшем С. Челюскин служил на Балтике. Вскоре его назначили командиром придворной яхты «Елизавета», которой он командовал 4 года. Затем служил на других кораблях. В 1756 г., дослужившись до чина капитана 3-го ранга, С. Челюскин был по болезни отпущен домой в свою деревню Борищево вблизи г. Перемышль Калужской губернии. Видимо, там он и умер. Год смерти и место его захоронения пока не выяснены.

42

В Государственном архиве Красноярского края (ГАКК, ф. 117, оп. 1, д. 2, л. 4, 5) недавно нашлось упоминание о «прапорщике геодезии» Никифоре Чекине, относящееся к 1753 г. Из обнаруженного документа следует, что в 1750-е годы Н. Чекин был владельцем нескольких промысловых зимовьев в низовьях реки Хатанги. Следовательно, выйдя в отставку, Н. Чекин занялся промыслом, базируясь на зимовья, построенные в 1739 г. отрядом Х. Лаптева близ устья реки Блудной.

43

«…назначены по ведомостям» — нарисованы на карте по расспросным сведениям местных жителей.

44

Вероятно, Х. Лаптев ошибся и вместо «предкам» надо читать «потомкам».

45

«Генеральная карта Российской империи Северных и восточных берегов…» Хранится в ЦГАВМФ, архив древних карт, № 4349. Опубликована М. И. Беловым в его книге «Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX веков». — История Северного морского пути», т. 1, 1956, с. 336.

46

Главный интендант, ведавший снабжением флота.

47

В книге Глушанкова И. В. «Навстречу неизведанному». Л., 1980, с. 117, даже не названа единственная сохранившаяся сухопутная карта Х. Лаптева: «Реки Лены от города Якуцка до моря и Енисей от города Енисейска вниз до моря». В то же время И. Глушанков ошибочно причислил к картам, принятым Адмиралтейств-коллегией от Х. Лаптева, карту С. Челюскина — «Карта от устья Лены реки Северным морем подле нордвестового берега до реки Таймуры штурмана Челюскина» (№ 3 по перечню И. Глушанкова, с. 117). В действительности эта карта составлена С. Челюскиным в 1736 г. и прислана в Петербург в 1737 г., когда Х. Лаптев еще служил в Балтийском флоте. Об этой карте см. примеч. на с. 16. Попутно отметим, что в названной книге И. В. Глушанкова, при несомненном ее достоинстве в раскрытии многих ранее неизвестных подробностей о работе и жизни отряда В. В. Прончищева, Х. П. Лаптева, допущено много неверных толкований о сделанных ими географических открытий. Так, географические названия — залив Петровский, острова Св. Петра, Св. Андрея, Св. Павла, Св. Самуила — присвоены не В. Прончищевым, как утверждает И. В. Глушанков (с. 60, 61), а Х. Лаптевым, что нельзя не заметить, сравнивая корабельные журналы «Якуцка» за 1736 и 1739 гг. Встреча Х. Лаптева и С. Челюскина 1 июня 1741 г. произошла не на мысе Стерлегова, как неверно повторяет И. В. Глушанков сведения из литературы XIX в., а в 100 км севернее, на южном берегу залива Миддендорфа, что следует из штурманской прокладки на современной карте маршрутов этих исследователей. Как и историки XIX в. И. В. Глушанков при толковании маршрутов дубель-шлюпки «Якуцк» и санных походов Х. Лаптева и С. Челюскина всюду опирается на цифры широт астрономических пунктов, записанных в журналах по наблюдениям полуденных высот Солнца, не принимая во внимание допускавшейся ошибки в 20' — 40'. Поэтому по книге И. В. Глушанкова проследить на современной карте маршруты отрядов В. Прончищева и Х. Лаптева не представляется возможным. Помещенная в книге на с. 58 картосхема середины XIX в. может дать лишь самое приблизительное понятие о плаваниях и походах первооткрывателей Таймыра.

48

 ЦГАВМФ, ф. 212, 1743, д. 24, л. 15, 50, № 136. В перечне карт Камчатской экспедиции в 1754 г., отосланных в Тобольск (ф. 216, оп. 1, д. 73, л. 113 — 115), эта карта названа иначе: «От устья Лены реки Северным или Ледовитым морем подле нордвестового берегу до реки Таймуры, лейтенанта Харитона Лаптева». Под «рекой Таймурой» в 1739 г. подразумевался нынешний залив Фаддея, ошибочно принятый за устье этой реки.

49

 ЦГАВМФ, ф. 216, оп. 1, д. 52, л. 407.

50

ЦГАВМФ, ф. 216, оп. 1, д. 73, л. 114.

51

 Хранится в Центральном государственном архиве древних актов в Москве (ЦГАДА, ф. 192, карты Иркутской губернии, № 19).

52

Автограф «Описания…» сохраняется в ЦГАВМФ (ф. 216, оп. 1, д. 52, л. 433 — 443).


Содержание:
 0  Записки Харитона Лаптева : Владлен Троицкий  1  ГОДЫ УЧЕБЫ И МОРСКОЙ СЛУЖБЫ ХАРИТОНА ЛАПТЕВА : Владлен Троицкий
 2  ПУТЕШЕСТВИЯ И ОТКРЫТИЯ ХАРИТОНА ЛАПТЕВА НА СЕВЕРЕ СИБИРИ : Владлен Троицкий  3  ПОСЛЕ СЕВЕРА : Владлен Троицкий
 4  ЗАПИСКИ ЛЕЙТЕНАНТА ХАРИТОНА ЛАПТЕВА : Владлен Троицкий  5  КОММЕНТАРИИ к Описанию… Х. П. Лаптева : Владлен Троицкий
 6  вы читаете: Использовалась литература : Записки Харитона Лаптева    
 
Разделы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


электронная библиотека © rulibs.com




sitemap